Легкий браслеты из резинок поэтапно

Не замеченное автором столкновение в тексте многозначных слов, используемых в различных значениях, или омонимов нередко придает речи неуместный комизм (Водопроводная система систематически выходит из строя, а у ремонтников нет никакой системы). Неправильное употребление многозначных слов и омонимов может стать причиной двусмысленности высказывания. Например: Люди увидели в нем доброго руководителя — слово добрый может иметь и значение «хороший», и значение «делающий добро другим, отзывчивый». Двусмысленно и такое предложение: В кустахМожайского района прошли профсоюзные собрания — используя слово куст, автор имел в виду, конечно, групповое объединение предприятий, однако получился каламбур.

Причиной неясности высказывания при употреблении многозначных слов и слов, имеющих омонимы, может быть речевая недостаточность. Например: В автотранспортном предприятии есть такие производственники, которые постоянно заняты поиском (возникает вопрос: чего?); «Освобожден за беспринципность» (надо: освобожден от занимаемой должности...).

Невнимательное отношение к слову особенно характерно для разговорной речи (так, у кассы магазина можно услышать: Выбейте мне мозги). Случайные каламбуры нередко становятся причиной абсурдности высказывания. Они встречаются и в письменной речи [Мастерская заказы на пояса не принимает: заболела поясница («Кр.»); Летом количество пассажиров на электропоездах увеличивается из-за огородников и садистов («Кр.»)].

Неуместный комизм, возникающий при употреблении в речи слов, у которых есть омонимы, вынуждает пересматривать терминологию. Так, при упорядочении отраслевой терминологии было предложено заменить термины кишка Дауценберга, грязный котел, баба копра, ледяной череп, паразитная шестерня и т. п., но до сих пор не исключены из употребления такие, например, названия профессий, как трепач, щипальщик, загибальщик, которые у неспециалиста вызывают нежелательные ассоциации .

Комизм и двусмысленность высказыванию могут придать аббревиатуры, имеющие лексические омонимы. Например: ВНОС (воздушное наблюдение, оповещение и связь), ГНИ (Грозненский нефтяной институт), МНИ, МУХИН (названия институтов) и др.


Очень часто причиной стилистических ошибок оказываются омографы, так как в русской графике не принято обозначать ударение [По движению поэтического чувства мы безошибочно узнаем Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока (узнаем или узнаём?) В частности, омография обязывает быть внимательным к некоторым особенностям графического изображения слова.

В устной речи может быть искажен смысл высказывания из-за неверного деления текста на речевые единицы. Так, когда-то гимназисты, заучивая элегию К.Н. Батюшкова «Пленный», не вникая в смысл, читали строку Шуми, шуми волнами, Рона так, что слышалось «волна Мирона».

ЛИТЕРАТУРА

Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка / И.Б. Голуб. – 8-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – Стилистическое использование в речи многозначных слов и омонимов – С. 41-50

Упражнение 1

Подберите антонимы к данным словам. При этом учитывайте, что многозначные слова могут иметь несколько антонимов.

Весело, веселый, веселиться; ветреный; встреча, встречать, встречаться; глубокий, глубина; легкий, легкомысленно; полнота, полный, полнеть; толстый; тихий; смелый, смелость; твердый, твердо, твердость; хвалить; хитрый, хитрость.

Голенкова К.

Какие профессиональные качества актуализируют данные задания?

Рекомендации в употреблении многозначных слов:

ü Следует быть внимательным при употреблении многозначных слов, так как они имеют высокую выразительную возможность, что часто приводит к созданию неуместных каламбуров.

ü Употребление многозначных слов может вызвать двусмысленность. Например, врач решил это лекарство оставить («отменить» или «рекомендовать принимать»).

ü Не стоит забывать о лексической сочетаемости полисемичного слова. Например, слово низкий в своем основном значении «малый по высоте», имеет широкие границы лексической сочетаемости (низкий человек, рост, гора, дом), но, выступая в значениях «плохой» или «подлый», сочетается не со всеми словами (нельзя сказать: «низкое здоровье», «низкие знания»).

ü Употребление многозначных слов ограничено в стилях. Внутрисловная антонимия не допустима в официально-деловой речи.

ü Многозначность иногда можно спутать с омонимией.

На почве омонимии и смежных с нею явлений иногда возникает нежелательная двусмысленность: Побывать на дне науки. (день науки? дно науки?)

ПРОДОЛЖИТЕ…

 

Упражнение 2

Найдите в тексте омонимы. Определите стилистические функции омонимов.

1.Любил студентов засыпать он, видно, оттого, что те любили засыпать на лекциях его. 2.Горя в пламени любви, я понял, что еще недавно не знал ни какого горя. 3.Шьет иглой портниха в строчку, взял коньки точильщик в точку. Я, заканчивая строчку, ставлю маленькую точку. 4.Ты белых лебедей кормила, откинув тяжесть черных кос… Я рядом плыл; сошлись кормила; закатный луч был странно кос. 5.Я свято помню эту встречу: пруд, берег, неба яркий плат…Миг тот же если вновь я встречу, - и жизнь ничтожная из плат. 6. Я - под синим пологом на холме пологом. 7. Но изжита, минута страшная минута!

Жалнина А.

Рекомендации в употреблении омонимов:

ü необходимо помнить, что омонимы используются в таких стилистических приемах как игра слов, поэтому надо следить за их уместным употреблением;

ü при использовании омонимов следует указывать ударение в словах для более точной передачи информации;

ü …

ВОПРОСЫ ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ

1.Что такое антонимы? омонимы?

2.Какие стилистические функции антонимов и омонимов Вы можете назвать?

3.В основе каких стилистических фигур лежит явление антонимии?

4.Что такое оксюморон? антифразис? каламбур?

5.Какие стилистические недочеты могут возникнуть в результате неоправданного употребления антонимов?

6.Что необходимо учитывать при употреблении антонимов, омонимов?

7.Что такое семантическое варьирование?

8.Что такое полисемия и энантиосемия?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Укажите антонимы в отрывках из художественных произведений. Найдите примеры антитезы и оксюморона.

1.Французская поговорка гласит: «Сухой рыбак и мокрый охотник являют вид печальный». Не имев никогда пристрастия к рыбной ловле, я не могу судить о том, что испытывает рыбак в хорошую, ясную погоду и насколько в ненастное время удовольствие, доставляемое ему обильной добычей, перевешивает неприятность быть мокрым. Но для охотника дождь – сущее бедствие (Т.). 2. Тогда эта игра светов и теней – комического, трагического, трогательного, прекрасного, ужасного в жизни – потешала меня (Л. Т.).). 3. Расставанья и встречи – две главные части, легкий браслеты из резинок поэтапно из которых когда-нибудь сложится счастье (Долм.). 4. В ту ночь мы сошли друг от друга с ума, светила нам только зловещая тьма (Ахм.). 5. Не веселая, не печальная, словно с темного неба сошедшая, ты и песнь моя обручальная, и звезда моя сумасшедшая (Заб.).

2. Найдите и охарактеризуйте все разновидности омонимов.

1.Веснушкам нету сноса,

Не исчезают с носа.

Я, не жалея мыла,

Нос терпеливо мыла, -

Зависело б от мыла,

Веснушки я б отмыла.

(А. Шибаев)

 

1.Суслик выскочил из норки

И спросил у рыжей норки:

- Где вы были? – У лисички!

- Что вы ели там? – Лисички!

(А. Шибаев)

 

2.Поэт издалека заводит речь.

Поэта – далеко заводит речь.

(М. Цветаева)

3.Защитник вольности и прав

В сем случае совсем не прав.

(А. Пушкин)

4.Вы, щенки, за мной ступайте!

Будет вам по калачу.

Да смотрите ж, не болтайте,

А не то поколочу.

(А. Пушкин)

5.Нес медведь, шагая к рынку,

На продажу меду крынку.

Вдруг на мишку – вот напасть! –

Осы вздумали напасть.

Мишка с армией осиной

Дрался вырванной осиной.

Мог ли в ярость он не впасть,

Если осы лезли в пасть, жалили куда попало,

Им за это и попало.

(Я. Козловский)

3.Выпишите по группам омонимы, омоформы и омофоны. Сравните их лексическое и грамматическое значения.

 

 

Занятие № 6

Паронимы

Освоив материал этой темы, Вы узнаете:

§ что такое паронимы, парономазия;

§ функции паронимов;

§ виды паронимов;

§ какие бывают погрешности при неправильном употреблении паронима;

§ в каких случаях употребляются паронимы.

Вы научитесь:

§ квалифицировать употребление паронимов;

§ выделять функции паронимов;

§ устранять погрешности, связанные с паронимами;

§ находить неправильное употребление паронимов;

§ использовать паронимы правильно, не смешивая их;

§ различать где паронимы-ошибки, а где используются как стилистический прием.

План занятия:

1.Общая характеристика паронимов.

2.Стилистическое использование паронимов.

3.Функции паронимов.

4.Устранение погрешностей, связанных с паронимами.

 

ТЕОРИЯ

Паронимы — слова, близкие по звучанию, но различные по семантике; в первую очередь разграничиваются по присущему им значению. Смешение паронимов приводит к искажению смысла высказывания. Нередко смешение паронимов связано с возможностью их синонимического сближения в одном из присущих им значений.

Стилистические функции паронимов разнообразны. Прежде всего паронимы употребляются для уточнения значения слова. Ср.: Лицо его мне знакомо. — Личность его мне знакома. Намеренное соединение паронимов служит средством создания образа: И прежний сняв венок — они венец терновый, увитый лаврами надели на него… (Л.); Паронимы используются для речевой характеристики персонажа: Ему была поручена заглавная роль в пьесе «Волки и овцы»; наконец, для создания комического эффекта: Нужно срочно принять девственные меры (из фельетона).

ЛИТЕРАТУРА

Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка / И.Б. Голуб. – 8-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – Паронимы и парономазия – С. 50-57

 


Источник: http://ferienhaus-polen.info/2/38288.html



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Мастер класс блуза крестьянка видео с фото Береста обработка поделки

Легкий браслеты из резинок поэтапно Легкий браслеты из резинок поэтапно Легкий браслеты из резинок поэтапно Легкий браслеты из резинок поэтапно Легкий браслеты из резинок поэтапно Легкий браслеты из резинок поэтапно Легкий браслеты из резинок поэтапно