Относятся ли риски связанные с транспортировкой товаров

11.01.2016

Риски экспорта и импорта. Как ими управлять..png


Риски, связанные с экспортом и импортом, особенно важно прорабатывать, заключая международный контракт. Они присущи всем торговым операциям. Более того, в международной торговле существуют еще и дополнительные риски, о которых речь пойдет ниже.

Какие существуют риски при экспорте и импорте товара и как их избежать

Несмотря на то, что риск является фактором, присущим всем торговым операциям, с международной торговлей связаны дополнительные риски:
1) Риски, связанные с транспортировкой. Международные перевозки связаны с дальними расстояниями, когда груз часто передается из рук в руки или длительное время остается на хранении, в связи с чем риск утраты, повреждения или кражи товара выше, чем в рамках национальной торговли. Следовательно, экспортёры и импортёры должны понимать свои юридические права по отношению к перевозчикам. В случае повреждения товаров в результате ошибки или халатности перевозчика ответственность перевозчика может зависеть от условий, зафиксированных в договоре, и от информации о перевозке, содержащейся в коносаменте.
Коносамент является центральным документом в традиционной экспортной сделке, объединяющим в себе договор купли-продажи, договоры документарной оплаты и договор перевозки. Различают:
Морской коносамент, который выдается транспортным перевозчиком (или его агентом, например, экспедитором). Такой коносамент выполняет три основных функции:
- Коносамент предоставляет право на физически поставленный товар. Или, как иногда говорится, коносамент «заменяет собой» товар. Законный держатель коносамента имеет исключительное право на принятие поставки товара. Более того, коносамент является «оборотным документом», так как он может быть продан или передан («пущен в обращение»), таким образом, передавая контроль над товаром.
- Коносамент свидетельствует о договоре перевозки. Коносамент должен содержать условия договора перевозки – либо прямо, либо путём отсылки к другому документу. В рамках документарных продаж продавец обязан заключить и передать покупателю договор перевозки на «обычных» или разумных условиях. В отношениях между покупателем и перевозчиком таким необходимым договором перевозки будет коносамент.
- Коносамент является распиской. Коносамент – это расписка, которая подтверждает доставку товара перевозчику. Поэтому он содержит описание товара и указывает, что товар был погружен на борт в определённом количестве и без видимых внешних повреждений. Но, если обнаруживается, что товар был повреждён (тем или иным образом), на лицевой стороне коносамента делается особая отметка, после чего такой коносамент уже не считается чистым.
Коносамент смешанной перевозки имеет очень близкие характеристики с морским коносаментом – за исключением того, что он используется для перевозки только тогда, когда предусматриваются, по меньшей мере, два различных способа транспортировки.
Необоротные коносаменты и накладные. Партия товара, отправленная в соответствии с именным коносаментом, предназначена для конкретного лица, обычно, импортёра. Грузополучателю не нужен такой коносамент для получения поставки; достаточно будет предоставить «верительные данные». Если выбор грузополучателя сделан на безотзывной основе, до того, как импортёр осуществит оплату или акцептует обязательство по оплате, грузоотправитель имеет право в любое время изменить грузополучателя.
Еще одним вариантом необоротного коносамента является морская накладная. Морская накладная (которая имеет ряд различных названий, например, фрахтовая расписка) служит в качестве подтверждения договора перевозки и в качестве расписки в принятии груза, но не является товарораспорядительным документом. Следовательно, она не должна использоваться в том случае, если импортёр желает продать товар в пути или когда банк требует предоставить транспортный документ в качестве обеспечения.
Для воздушных перевозок транспортным документом является авианакладная (или “AWB”), типовой формой для которой является авианакладная IATA (Международной ассоциации воздушного транспорта). Авианакладная часто выдается экспедиторами, выступающими в качестве агентов авиаперевозчика. Как правило, продавец выбирает такого экспедитора и поручает ему провести таможенную очистку товаров для экспорта. Авианакладные, выдаваемые экспедиторами, известны под названием «брокерских авианакладных» (HAWB), тогда как сами авиакомпании выдают «основные авианакладные» (MAWB).
Для железнодорожных перевозок транспортным документом является железнодорожная накладная. В Европе этот документ регулируется Конвенцией CIM (Международной конвенцией по перевозке грузов железной дорогой).
Для автомобильных перевозок используется автодорожная накладная, регулируемая в Европе Конвенцией CMR (Международной конвенцией о перевозке грузов автомобильным транспортом).
2) Неоплата. Поскольку экспортёру может быть затруднительно проверить кредитоспособность иностранных покупателей, существует повышенный риск неоплаты, задержки в оплате или откровенного мошенничества. Поэтому осмотрительные экспортёры часто настаивают на платеже посредством безотзывного документарного аккредитива (revocable), который не может быть изменён или отменён без согласия всех сторон.
В качестве обеспечения можно использовать следующие документы:
  • Гарантия, обязательство, резервный аккредитив исполнения. Такие гарантии покрывают риск ненадлежащего исполнения или неисполнения договора экспортёром или подрядчиком. Сумма гарантии, как правило, представляет собой определённое процентное соотношение от цены договора, обычно до 10%.
  • Тендерная гарантия, обязательство, резервный аккредитив. Такие гарантии обеспечивают исполнение по договорам, заключаемым по итогам конкурсных торгов.
  • Гарантия, обязательство, резервный аккредитив возврата авансового платежа. Такие гарантии обеспечивают возврат авансовых платежей, осуществлённых бенефициаром, в случае неисполнения обязательств аппликантом. Так, импортёр, который разрешает экспортёру воспользоваться авансовым платежом, потребует, чтобы экспортёр выставил гарантию возврата авансового платежа на случай, если экспортёр своевременно не отгрузит товар.
  • Гарантия, обязательство, резервный аккредитив удержания. Такие гарантии обычно используются в контрактах, связанных с товарами и услугами. Например, заказчик по строительному проекту может потребовать удержания определенного процента от договорной цены в качестве своего рода страховки от недостатков, которые не проявляются сразу же.
  • Гарантия, обязательство, резервный аккредитив технического/гарантийного обслуживания. Такие гарантии обеспечивают выполнение поставщиками оборудования гарантийных обязательств в течение всего срока ответственности поставщика за дефекты.
  • Гарантия, обязательство, резервный аккредитив оплаты. Такие гарантии обеспечивают обязательство по оплате в рамках экспортного контракта. Если экспортёр соглашается поставить товар на условиях «открытого счета», он может обязать импортёра выставить гарантию или резервный аккредитив, подтверждающий обязательство по оплате. Если импортёр не осуществил оплату, экспортёр предъявляет требование по гарантии.
3) Риск, связанный с качеством товара. Физическая проверка качества товаров до отправки может представлять сложность для импортёров, и может случиться так, что они не получат товары того качества, на которое рассчитывали. Одним из вариантов избежать этого является включение импортёром в договор положения об акте осмотра. Предотгрузочная инспекция является очень важной в международной торговле и часто выступает в качестве документарного условия в аккредитивах. Акты осмотра могут выдаваться специализированными, независимыми инспектирующими компаниями.
4) Колебания валютных курсов. В случае если в каком-либо международном контракте цена была установлена в определенной валюте, то последующие колебания валютных курсов (между валютой договора и расчетными валютами сторон) неизбежно создадут преимущества для одной из сторон за счет другой. Самое простое решение для стороны, желающей избежать неопределённости, - установить договорную цену в своей собственной валюте. Для мелких компаний это удобно, так как стандартизирует валюту платежа, что может облегчить бухгалтерский учет и прогноз движения денежных средств.
5) Правовые риски. Иногда экспортёр или импортёр вынужден соглашаться на заключение договора, который подчиняется юрисдикции иностранных судов. В таких случаях судебный порядок разрешения споров может оказаться практически невозможным или, как минимум, достаточно дорогостоящим. Именно поэтому и экспортёры, и импортёры стремятся навязать свои собственные оговорки о выборе транспортировкой права и подсудности, требуя, чтобы споры разрешались в судах их собственных стран. Один из выходов из такой тупиковой ситуации - предусмотреть в договоре разрешение споров международным коммерческим арбитражем, например, под эгидой Международного арбитражного суда ICC.
Арбитраж ICC относится к арбитражным разбирательствам, проводимым под эгидой Международного арбитражного суда ICC - ведущего арбитражного института в мире. Несмотря на то, что существует много других арбитражных институтов, суд ICC был первым, предназначенным для международного коммерческого арбитражу.
Арбитраж ICC отличают следующие ключевые черты:
- Универсальность. В отличие от многих других арбитражных институтов или альтернативных процедур урегулирования споров (ADR), ICC имеет глобальный масштаб и открыта для администрирования практически любого возможного вида споров. В арбитражном разбирательстве ICC могут участвовать стороны из любого сектора экономики со всех уголков мира (включая частных лиц и государственные структуры).
- Контроль и надзор. По сравнению с арбитражем ad hoc (когда стороны должны придумать свою собственную арбитражную процедуру и осуществлять контроль за ней), Арбитраж ICC предполагает содействие и руководство со стороны профессиональной службы поддержки.
- Статус. Спустя девять десятилетий существования в качестве ведущего мирового арбитражного института ICC приобрела высокую репутацию за свою нейтральность, добросовестность и надёжность. Даже в ходе сложных переговоров сторонам не приходится убеждать своих контрагентов в нейтральности Арбитража ICC.
6) Непредвиденные обстоятельства. Забастовка, природное бедствие или война могут сделать поставку невозможной. Непредвиденные обстоятельства могут также существенно изменить стоимость транспортировки в результате роста цен на горючее или закрытия большей части рентабельных маршрутов. Правильно сформулированные в договоре положения о форс-мажоре могут помочь сторонам защитить себя.
Освобождение от выполнения обязательств в связи с форс-мажором можно получить, даже если оно и не предусмотрено договором. В рамках большинства систем торгового права, сторона может быть освобождена от ответственности за неисполнение договорных обязательств, вызванное наступлением полностью непредсказуемого события, такого как начало войны или стихийное бедствие, например ураган или землетрясение.
7) Инвестиционные риски. Обычные коммерческие риски, связанные с продажей товара, существенно увеличиваются в экспортном контексте в связи с дополнительными инвестициями, которые предусматриваются программой экспорта. Например, на рынке, на котором на протяжении нескольких лет наблюдался устойчивый рост, может произойти внезапный спад (например, в связи с нестабильностью валютных курсов), прежде, чем экспортёр сможет окупить свои инвестиции в местную дистрибьюторскую сеть. Даже ведущие компании сталкивались с финансовыми потерями после осуществления значительных и излишне оптимистичных инвестиций в экспортные операции, которые впоследствии заканчивались неудачей.
8) Риски, связанные с документарными системами. Договор купли-продажи между экспортёром и импортёром, являясь «основным» договором в экспортно-импортной операции, находится в центре особого внимания, поскольку может определять многие из других связанных с ним обязательств, таких как предоставление надлежащего транспортного документа (например, коносамента или транспортной накладной) или соответствующих документов, связанных с осуществлением платежа (например, документарного аккредитива).
Управление экспортно-импортными рисками основывается на документарных системах и обычаях, которые облекают права, расходы и обязанности сторон при осуществлении экспорта в документарные эквиваленты.
Единственный выход как для экспортёров, так и для импортёров, - это ещё до подписания международного договора купли-продажи убедиться в том, что они чётко понимают документарные обязательства, которые должны будут выполнить.
Документарные средства защиты, такие как, например, документарный аккредитив или акт осмотра товаров, могут лишь частично решить задачу по предотвращению рисков в международных торговых сделках. Для полной реализации плана снижения рисков также могут быть полезны другие актуальные услуги, такие как анализ платёжеспособности, страхование экспортного кредита и факторинг. Более того, коммерсанты должны взять за правило проводить процедуры проверки в отношении всех планируемых международных операций. Международное мошенничество – это реальность, и все профессионалы в области торговли обязаны знать о необходимости проверять все «верительные грамоты» и иметь дело только с солидными и хорошо известными партнёрами.
  

Какие существуют риски, связанные с культурным и языковым различием

Недопонимание в процессе международных сделок может возникнуть из-за того, что стороны происходят из разных культур и выражают свои мысли с использованием отличающейся терминологии.
Случай из практики
Австралийский импортёр одежды вспоминает следующую историю: он заказал у иностранного поставщика партию изготовленных на заказ рубашек-регби в количестве 5 000 штук. Импортёр потребовал образец рубашки для тестирования содержания хлопка в ткани. Он отрезал один из рукавов рубашки на локте, извлек несколько нитей и протестировал их. Удовлетворённый результатом, он вернул рубашку с комментарием: «Хорошо, направляйте партию согласно договоренности». Спустя несколько месяцев раздался разгневанный звонок от основного дистрибьютора одежды, которому партия товара была направлена напрямую. Клиент получил 5 000 рубашек-регби, в каждой из которой отсутствовал один рукав.

Между странами существуют не только культурные и деловые различия, но и различия в налоговых системах, регулировании, методах бухгалтерского учёта, валютном контроле и таможенных системах. Один и тот же юридический термин, например «агент», может иметь различные правовые коннотации в различных юрисдикциях. Могут различаться технические и товарные стандарты, равно как и вкусы потребителей. Обеспечение послепродажного обслуживания продукции, поставленной на удалённые рынки, может оказаться чересчур затратным, и, как следствие, её репутация будет подпорчена.

Как можно управлять рисками во время экспорта и импорта

1) Риск недопонимания, например, риск возникновения разногласий относительно условий оплаты или требований к качеству; риск того, что придётся предъявлять судебный иск в иностранном, предвзятом суде.
Решение:
- Тщательная проверка кредитоспособности контрагентов; требование предъявления ими рекомендаций;
- Ведение переговоров исходя из твёрдой позиции о необходимости минимальной правовой защиты – или Вы отказываетесь от сделки;
- Использование хорошо сформулированных контрактов и общих условий сделок, включая положения о выборе права/подсудности, арбитраже;
- Использование «Инкотермс 2010»;
- Хорошая подготовка к переговорам по договору.
2) Риск неоплаты, с которым может столкнуться экспортёр.
Решение:
- Использование приемлемых гарантий оплаты: например, документарных аккредитивов в соответствии с UCP 600 («Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов», разработанными ICC);
- Альтернатива: использование условий поставок по открытому счету с покрытием в виде резервного аккредитива или гарантии по требованию.
3) Риск поставки товаров ненадлежащего качества, с которым может столкнуться импортёр.
Решение:
- Требование актов (свидетельств) об осмотре, выданных официальными органами.
4) Риск неисполнения другой стороной её обязательств по контракту.
Решение:
- Частичный авансовый платёж, а также, например, банковские гарантии, резервные аккредитивы; использование гарантий надлежащего исполнения договора.
5) Риск утраты или повреждения товаров в пути или кражи части партии товара.
Решение:
- Достаточное страховое покрытие всех возможных непредвиденных обстоятельств и внимание к деталям, содержащимся в коносаменте;
- Надлежащее ознакомление с условиями договора перевозки;
- Надлежащие требования к упаковке и транспортировке.
6) Риск экспортёра в связи с тем, что добросовестный, на первый взгляд, клиент получит товар, а после этого будет предпринимать попытки уклониться от его оплаты.
Решение:
- Изучение кредитоспособности потенциальных партнёров;
- Членство в ICC и/или обращение к услугам Службы ICC по борьбе с экономическими преступлениями.

 


Источник: http://www.iccwbo.ru/blog/2016/riski-eksporta-i-importa/



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Риски, связанные с экспортом и импортом, риски экспорта, риски при Два бруска сила связаны

Относятся ли риски связанные с транспортировкой товаров Относятся ли риски связанные с транспортировкой товаров Относятся ли риски связанные с транспортировкой товаров Относятся ли риски связанные с транспортировкой товаров Относятся ли риски связанные с транспортировкой товаров Относятся ли риски связанные с транспортировкой товаров Относятся ли риски связанные с транспортировкой товаров Относятся ли риски связанные с транспортировкой товаров Относятся ли риски связанные с транспортировкой товаров

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ