Традиционный орнамент для вышивки

К одним из древних видов удмуртского народного искусства относится орнамент. Наиболее самобытен удмуртский традиционный орнамент в народном костюме.

Для орнамента удмуртской вышивки характерно сравнительно небольшое количество цветов, преобладание темных насыщенных тонов. Чаще всего употреблялись сочетания контрастирующих цветов: красного с черным, белым или синим, синего с коричневым, черного с серебром. У южных удмуртов раньше, чем у северных, вышивка стала более полихромной, они ввели зеленый, оранжевый, фиолетовый цвета, в чем усматривается влияние соседних тюркоязычных народов. Орнаментация выполнялась без всяких вспомогательных средств. Мотивы наносились непосредственно на холст по счету нитей.

Названия орнаментальных мотивов были связаны с природой, животными, предметами домашнего обихода. Названия одних мотивов подчеркивают материал вышивки (зарни пужы – золотой узор), другие подсказывают его традиционное расположение: гадь котыртэм – узор на груди. Особые орнаментальные композиции предназначались для вышивания платков и поясов.

Композиции орнамента составлялись обычно из геометрических фигур: ромбов, квадратов, треугольников, прямых и ломаных полос, крестиков и т.п. Разнообразие их комбинаций при варьировании размеров и цветов создавало бесконечное множество узоров.
Узорное вязание было издавна известно удмуртам. При многоцветной вязке орнаменты были самыми разнообразными: звезды, розетки, параллельные линии, крестообразные фигуры, зигзаги, сильно стилизованные растительные элементы. Разнообразно их цветовое решение: орнамент чаще выполнялся на темном, черном или темно-сером фоне. Для выполнения орнаментальных композиций употребляли разнообразные, нередко яркие, контрастные цвета: желтый, красный, оранжевый, лиловый, малиновый, зеленый и др. Были и двухцветные сочетания: серый с розовым, желтый с черным, лиловый с серым и т. д. Орнамент располагался чаще горизонтальными полосами. Традиционные формы, орнамент и приемы вязки шерстяных изделий у удмуртов передавались из поколения в поколение.

Развитым видом народного искусства у удмуртов является узорное ткачество. Разные приемы тканья, вариации цвета и мотивов орнамента давали уникальные образцы ткани. В орнаменте нашла отражение окружающая природа. Об этом говорит богатая терминология геометрического орнамента узорного ткачества. Например, кыз пужы – ёлка, «шунды пужы» – солнце, «толэзь пужы» – луна. Браные орнаменты северных удмуртов обычно ткали красным утком по белому фону, при этом отдавали предпочтение графическому решению.



Покрывало на головной убор "айшон". Конец XIX в.


Мотивы североудмуртского узорного ткачества немногочисленны. Это квадраты, ромбы, треугольники, звезды и др.
Большую группу текстильных изделий составляют декоративные полотенца. Орнамент на полотенцах ткался в браной технике, в декоре полотенец сложилась своя специфическая композиция, состоящая из трех поперечных орнаментальных полос, украшающих их концы. Средняя полоса всегда более широкая, активная, всегда насыщена орнаментом, цветом и сложным ритмом. Узор имеет ромбический мотив, но варианты и комбинация его в композиции всегда разнообразны. Часто используются вместе с ткачеством вышивка, кружево, что в значительной степени обогащает в целом композицию полотенец.

Узорное ткачество южных удмуртов отличается значительно большей многоцветностью и разнообразием орнаментальных мотивов по сравнению с северным. Однако в южных геометрический орнамент крупнее, силуэты отдельных фигур проще в контуре, ослабевает графическая четкость. Мотивы выглядят живописнее и шире.

Орнамент, применяемый в художественной обработке дерева, использовался и в изготовлении предметов домашнего обихода. Орнаментальная резьба покрывала всю поверхность предмета. Большей частью это были просто вырезанные ножом в различных направлениях косые параллельные линии. Мотивы были в виде розеток, в технике трехгранно-выемчатой резьбы. Встречались на предметах прорезные фигуры – круги, овалы, треугольники. Поверхности предметов покрывались резным орнаментом из геометрических фигур, солярных знаков.



Наличник. Образец пропильной резьбы. 1948 г.


Тиснение являлось распространенным способом декорирования изделий из бересты. Тисненый орнамент наносили металлическими или деревянными штампами. Берестяные изделия украшали и резным орнаментом, нанося ножом нарезки или прорезные узоры, а также наклеивая полоски с зубчатыми краями. Тиснение и резьбу иногда сочетали с росписью, заимствованной от русских.


И. В. Хомякова


Литература:

Крюкова Т. А. Удмуртское народное изобразительное искусство. – Ижевск-Л., 1973.


Иллюстрации:

http://unatlib.org.ru


Источник: http://portal.do.mrsu.ru/info/arts/ornament/udmurt_ornament.php?clear_cache=Y



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Украинские традиционные орнаменты и узоры - красные Свадебное платья в греческом стиле с выкройками

Традиционный орнамент для вышивки Традиционный орнамент для вышивки Традиционный орнамент для вышивки Традиционный орнамент для вышивки Традиционный орнамент для вышивки Традиционный орнамент для вышивки